"ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК"
"Последний звонок" - это двойной Символ: Окончания Учебы и Начала Самостоятельной Жизни. В каждой школе существуют свои традиции его проведения. Где-то "Последний звонок" - короткая линейка. Где-то - общешкольный праздник. Поэтому организатор "Последнего звонка" всегда должен начинать его подготовку с изучения традиций. Вот несколько моментов, которые если еще и не стали традиционными в Вашей школе, то могут на это претендовать.
- "Последний звонок" подает первая учительница, которая когда-то встречала сегодняшних выпускников в их первый день учебы.
- После окончания церемонии прощания со школьными уроками, выпускники вместе с учителями и родителями отправляются кататься на теплоходе.
- Последний звонок готовится силами предвыпускных классов
- Старшеклассники к "Последнему звонку" выпускают большую стенгазету, рассказывающую обо всех годах своей учебы.
- Учащиеся всей школы пишут выпускникам стенгазету с пожеланиями.
- Выпускники на последнем уроке, пишут сочинение "Каким я вижу себя через десять лет"…
- Выпускники к "Последнему звонку" готовят прощальное театрализованное представление и т.д.
Форма проведения кульминационной праздничной программы во многом определяет "ноту звучания" предстоящего события: пафос или ирония, душевность или официоз - все эти оттенки в значительной степени уже заложены в той или иной форме. Существует несколько традиционных форм проведения "Последнего звонка":
Торжественная линейка
Преимуществ у этой формы много. Главное из них - привычность. Другое преимущество - возможность охватить большое число участников. Также эта форма удобна своей мобильностью. Линейка продолжается не более 30 минут. За это время должно произойти все самое главное: и произнесение речей, и чтение стихов, и вручение цветов и подарков, и выполнение ритуалов (маленькая девочка обегает строй и звонит в колокольчик). Линейке могут придать яркость и эмоциональность включение песен, коротких сценок и танцевальных номеров. Что недопустимо на линейке - это длинные выступления. Не всегда уместен на линейке юмор, особенно в больших количествах. Торжественная линейка тем и отличается, что она предполагает строгость и четкость.
Торжественное собрание
Оно может длиться 1,5-2 часа. За это время можно успеть: предоставить слово всем желающим напутствовать выпускников; обратиться со словами благодарности ко всем, кто их заслуживает; вспомнить и рассказать обо всем самом ярком, что было в биографии выпускного класса. А формой выступления могут быть традиционные речи и стихотворные обращения, песенные напутствия и даже театрализованные приветствия. Собрание обычно проходит в большом и красиво оформленном зале со сценой. Обязательным условием является музыкальное сопровождение - заранее записанная фонограмма или "живая" музыка.
В качестве ведущего может выступить классный руководитель, который все связки между выступлениями построит в виде коротких воспоминаний, или младшие школьники. Собрание обладает большой открытостью для лирики и даже сентиментальности.
Праздничный концерт
Приглашать по случаю праздника артистов - традиция. При этом, концертные номера могут специально готовиться к празднику завершения учебы, а могут и не иметь тематической окраски, но они обязательно должны учитывать вкусы всех присутствующих. Концерт не исключает проведения перед ним торжественной линейки. И в то же время, концерт может ужиться с торжественным собранием ("собрание с элементами концерта" или "концерт с рядом напутственных обращений").
Праздничная театрализованная шоу-программа
Если хотите выбрать настроением Вашего "Последнего звонка" не сентиментальность и торжественность, а юмористичность, то Вам подойдет сценарий, построенный в форме шоу-программы. Это может быть "Последний звонок" - КВН между командами выпускников и учителей или игра "Поле чудес". Наличие соревновательного, конкурсного начала придает шоу-программе динамизм и яркость. Разумеется, все задания в этих программах должны быть связаны с темой дня. Как пример шоу-программы "Последний звонок", можно рассматривать и просто шуточные выступления учеников разных классов, учителей и родителей, не связанные единым сюжетом, но посвященные одной теме - "Конец всех уроков".
СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЯ "ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА"
Создавая сценарий "Последнего звонка", надо помнить о нескольких приемах, которые помогут сделать его более интересным:
1. Ощущение "праздничности" возникает за счет очень красочного, яркого, порой экстравагантного оформления.
- Большое красочное панно ("задник"), которое вешают на "задней" части сцены.
- Объемные композиции, изготовленные из длинных кусков разноцветной ткани.
- Букеты и гирлянды из воздушных шаров, протянутые над головами от стены до стены.
- Композиции из цветов, декоративные вазы.
- Плакаты, стенгазеты, баннеры и транспаранты.
2. Любая шоу-программа насыщена ритуальными действиями, особенно тщательно продумывается ритуал открытия, прощания со школой, вручения аттестатов и подарков выпускникам. Подарки могут быть:
- Ценные: часы, кредитка с минимальным счетом, набор авторучек, мягкая игрушка…
- Памятные: альбом для фотографий (с фото школы и класса на обложке), папка с работами выпускников (сочинения, рисунки), видеофильм, сделанный в последний месяц учебы.
- Символические: маленький колокольчик, брелок - символ жизненного успеха, компас - символ правильно выбранного пути.
- Шуточные: медали ("самый классный", "за покорение вершины познания"), дипломы, альбом со школьными фотографиями и смешными надписями.
3. Очень украшают шоу-программу спецэффекты: музыкальные, световые, визуальные, пиротехнические эффекты.
4. Бесконечно велика роль ведущего - шоумена или актерской группы.
5. Зрелищность шоу-программ повышается за счет присутствия в сценарии единой идеи, сквозного сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой. Вот пять идей, которые могут лечь в основу шоу-программы "Последний звонок":
- Сказка. Сказочные сюжеты вообще являются излюбленным приемом многих сценаристов. В данном случае связать воедино программу может любая сказка: от "Мухи-цокотухи" до "Алисы в Стране чудес".
- Путешествие. Этот сюжет удобен тем, что ловко связывает переходы от одной смысловой части программы к другой, подавая это зрителям как перемещение во времени ("Давайте вспомним, какими были выпускники в первом классе…") или в пространстве.
- Детектив. Завязка - похищение чего-то важного, например, колокольчика, которым уже много лет подавали в школе последний звонок. Затем, как положено, на сцене появится знаменитый сыщик, который проведет расследование, перебирая разные версии и допрашивая свидетелей. Итогом детектива может стать прощение похитителя (к примеру, старосты выпускного класса, который не хотел расставаться со школой), которому будет дано право подать последний звонок.
- Музей. Идея музея пользуется популярностью по той же причине, что и идея путешествия: посещение каждого нового зала может соответствовать новому смысловому повороту программы. Началом такой программы будет ритуал открытия музея, основным содержанием - осмотр экспонатов и беседы с "искусствоведами". В качестве "экспонатов" музея можно в ыставить выпускников или, наоборот, учителей, а экскурсию проводят ученики, восхваляющие "выставленные образцы".
- Сеанс спиритизма, предсказаний будущего и исполнения желаний. Начать программу можно с появления какого-либо великого мага. После завязки, во время которой маг рассказывает о своих возможностях и обещает демонстрацию чудес, он будет предсказывать будущее: кто как сдаст экзамены и куда поступит, будет исполнять сокровенные желания, которые предстанут в виде подарков, приготовленных к этому дню школой и выпускниками.